- Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной: разбираем особенности материалов
- Что такое ювелирная смола?
- Что такое эпоксидная смола?
- Основные отличия
- Химический состав и физические свойства
- Время застывания и прозрачность
- Цвет и возможность колеровки
- Работа с ювелирной смолой
- Применение в ювелирных изделиях
- Подведем итоги
Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной: разбираем особенности материалов
Ювелирная смола и эпоксидная — два популярных материала, широко используемых в современном творчестве и производстве. Несмотря на внешнее сходство, эти материалы обладают различными характеристиками, которые определяют их применение в разных областях. В этой статье мы рассмотрим ключевые отличия, помогая вам понять, когда и почему выбор одного из этих материалов может быть предпочтительнее. Также мы укажем, где можно купить ювелирную эпоксидную смолу для ваших проектов.
Что такое ювелирная смола?
Эту разновидность эпоксидки разработали в середине ХХ столетия. К обычным смолистым веществам, извлекаемым из древесины, она отношения не имеет. Современный продукт используют для получения декоративных изделий, причём он достаточно прост в обращении. По умолчанию смола является жидким составом, который постепенно будет твердеть — даже при комнатной температуре.
Химическая природа такой смолы, однако, та же самая, что и у обычной эпоксидки. Про неё теперь и поговорим.
Что такое эпоксидная смола?
Она является двухкомпонентным полимером, который при смешивании с отвердителем приобретает жёсткость и становится очень прочным. В ходе реакции отверждения эпоксидные группы превращаются в сшитые полимеры.
Основные отличия
Сразу стоит сказать, что ювелирная смола — только подвид эпоксидной, и различить их внешне, разглядывая пузырёк с вязким составом. Рассмотрим все характеристики более подробно.
Химический состав и физические свойства
Главное, чем ювелирная различается от эпоксидной — это то, что в ней содержится намного меньше токсичных веществ. В отличие от промышленной смеси, она не требует постоянного использования разнообразных средств индивидуальной защиты (хотя совсем отказываться от них не стоит). Ювелирную эпоксидку можно спокойно полировать и шлифовать.
От своей «прародительницы» такая смола унаследовала:
- повышенную адгезию;
- сопротивляемость многим агрессивным воздействиям;
- износостойкость;
- устойчивость к попаданию воды;
- незначительную усадку.
От эпоксидного клея она различается:
- длительным сохранением неизменной окраски;
- повышенной эстетичностью;
- устойчивостью к абразивному износу;
- более долгим периодом схватывания (клей застывает намного быстрее, что не позволяет проводить какую-либо обработку изделий);
- сочетаемостью с самыми разными отверждающими реагентами (клеевая масса используется только вместе с одним, причём в строго заданной пропорции).
Безопасность, на которую упирают в описании любой эпоксидки, кроме предназначенной для строительства, может быть описана только для жидкой смеси. После застывания никакой опасности нет в принципе. Прямой контакт с жидкостью грозит:
- повреждениями кожи;
- аллергиями;
- отравлениями;
- ожогами;
- поражениями глаз.
Основным компонентом ювелирных полимеров выступают дикарбоновые кислоты или аминные вещества. Соответственно этому, застывание происходит при 200 градусах либо при обычных условиях. Реакции холодного и горячего отверждения одинаково подразумевают, однако, склеивание олигомерных цепей.
После введения кислотных добавок эпоксидка становится очень устойчивой к едким средам. Применение холодной смеси не позволяет добиться такой стойкости. Плотность смеси не зависит от её окраски. Содержание летучих компонентов не превышает 0,1%, поэтому качественный продукт не имеет запаха совсем.
После отверждения подавляющее большинство ювелирных смол отличается стеклообразной консистенцией, а их поверхность приобретает глянцевый отлив. Некоторые новейшие рецептуры компаундов обеспечивают очень медленное схватывание, что позволяет за один приём использовать 1,5–2 л рабочей смеси.
Время застывания и прозрачность
Смола должна быть не просто прозрачной — встречается немало вариантов индустриальной эпоксидной смеси, которая пропускает свет, но не годится для получения декоративных изделий. Очень важна светостойкость, достигаемая за счёт УФ-стабилизаторов в составе смолы.
Увеличение доли отвердителя в составе смеси — проверенный приём, который позволяет уменьшить время схватывания. Но слишком много вводить его не стоит, потому что эффект постепенно сводится к нулю. Установлено, что при поднятии температуры на 10 градусов, даже если не меняется соотношение смолы и отвердителя, помогает уменьшить время ожидания в 2–3 раза.
Цвет и возможность колеровки
По умолчанию типичная эпоксидка слегка желтоватая. В ювелирной практике преимущественно используют прозрачные смолы, которые позволяют получить более гибкий дизайн. Видоизменить расцветку помогает одноцветная пигментная паста. Она имеет очень яркий сочный окрас и позволяет добиться глубокого красивого цвета. Смешивание нескольких реактивов позволит придать смоле совсем новый необычный оттенок.
Некоторые энтузиасты предпочитают работать с прозрачными тонерами. Они не меняют исходную прозрачность украшения, но, заливая подобной субстанцией, можно обыграть его цвета. Ощущение жидкой расцветки поможет придать всплывающий пигмент. Обработка такими красителями возможна, даже если бижутерию уже подвергали окрашиванию. Максимально изящное ощущение создают тона «металлик», например, медь или серебро.
Можно нанести на смолу ещё и неоновые пигменты, люминофоры, матирующие и перламутровые составы, хамелеоны, а также:
- глиттеры;
- голографики;
- диффузанты;
- художественные краски;
- подручные средства.
Работа с ювелирной смолой
Чтобы получить даже самое простое изделие, надо особенно точно соблюдать пропорции при смешивании. Варьируя это соотношение, можно существенно изменять свойства готовой продукции. Готовить смолу надо только в таком количестве, которое вы можете использовать за один раз, хранить её совершенно невозможно. Всё, что не использовано за 30–60 минут, можно только выбросить, поскольку вернуть полимер в жидкое состояние или хотя бы размягчить её не получится.
Чтобы окрасить изделие, надо использовать пигментные краски, в том числе порошковые, на самом раннем этапе. Масляную и акриловую краску вводят после добавления отвердителей. Не забывайте, что любые пигменты — пластификаторы, а потому добавлять их больше 5–10% нецелесообразно.
Любые манипуляции с полимером желательно вести в респираторе и защитных очках. Однако, если даже вы полагаетесь на свою осторожность, надо работать только при температуре не ниже 20 градусов и при хорошей вентиляции.
Чем выше вязкость смолы, тем дольше из неё придётся выгонять пузыри. Оставлять воздух нельзя, он портит качество готовых изделий. Но недостаточно вязкая смола тоже неудобна, выливать её очень сложно. Лучше всего средние показатели.
Важно знать: запекание смолы нежелательно. Даже если хотите покрыть заготовку из полимерной глины, рекомендуется сначала её обработать в печи, а затем уже обмазывать или обливать. Также можно выбирать специальные рецептуры, которые рассчитаны на высокие температуры.
Манипуляции со смолой должны быть предельно осторожными. Непременно отмеряйте всё на весах, не полагайтесь на свой глазомер и чувство меры. Причём весы для смолы тоже должны быть ювелирными в идеале. Только очень крупные заливки можно делать с погрешностью около 1 грамма. Все компоненты должны очень тщательно перемешиваться. Жалобы на низкое качество сырья зачастую вызваны тем, что его плохо смешали с активатором, и реакция пошла неправильно. Влажность воздуха при работе с эпоксидкой не должна превышать 50%.
Тщательно оберегайте заготовки от попадания туда пылинок и ворсинок. Крышка контейнера не должна быть очень маленькой или плотно прилегающей, иначе сушка будет затруднена. При заливке украшений смолой нельзя допускать даже самые небольшие потёки. Всегда тщательно шлифуйте поверхность. Учитывайте, какие пигменты с какими катализаторами совместимы, чтобы не испортить полимер.
Нельзя заливать составом свежие или недосушенные растения. Перед обработкой ракушек их требуется обезжирить. Переносить мелкие предметы лучше всего зубочисткой либо пинцетом. Рабочий стол надо покрывать клеёнкой либо полиэтиленовой плёнкой. Газеты, чистые листы бумаги и картона не подходят, они от смолы промокают и прилипают. Мешать саму рабочую смесь рекомендуется небольшой деревянной лопаткой или палочкой.
Применение в ювелирных изделиях
Главным образом её применяют для изготовления подвесок, кулонов, брошей, браслетов, серёжек. Профессионалы и любители ценят то обстоятельство, что смола различается текучестью, способностью буквально запечатлевать мимолётное движение. Застывшая поверхность отлично имитирует не только стекло, но даже драгоценные камни.
Подведем итоги
Теперь полностью ясно, что такое ювелирная смола, где и как она может использоваться. Правильно проведённая фиксация очень важна, но нельзя игнорировать, наряду с изменением консистенции, также различные способы окрашивания изделий. Освоить грамотную работу и подобрать хорошее сырьё можно в довольно короткий срок, и после этого вы сможете делать эпоксидные украшения и для продажи, и для личного использования.