ГОСТ Р 52954-2008

Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин. Метод JFTOT

Страница 1

Страница 1

Страница 2

Страница 2

Страница 3

Страница 3

Страница 4

Страница 4

Страница 5

Страница 5

Страница 6

Страница 6

Страница 7

Страница 7

Страница 8

Страница 8

Страница 9

Страница 9

Страница 10

Страница 10

Страница 11

Страница 11

Страница 12

Страница 12

Страница 13

Страница 13

Страница 14

Страница 14

Страница 15

Страница 15

Страница 16

Страница 16

Страница 17

Страница 17

Страница 18

Страница 18

Страница 19

Страница 19

Страница 20

Страница 20

Страница 21

Страница 21

Страница 22

Страница 22

Страница 23

Страница 23

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

52954

2008

Нефтепродукты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ТОПЛИВ ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН. МЕТОД JFTOT

Издание официальное

О

О

СО

00

о

о

сч

I

О)

со

ш

Москва

Стандартинформ

2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2008 г. № 193-ст

4    Настоящий стандарт идентичен стандарту АСТМ Д 3241:2008 «Определение термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив (метод JFTOT)» (ASTM D 3241:2008 «Standard test method for thermal oxidation stability of aviation turbine fuels (JFTOT procedure)».

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты»,атекст изменений ипоправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2008

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1    Область применения……………………………………………1

2    Нормативные ссылки…………………………………………..1

3    Термины, определения и обозначения…………………………………1

4    Сущность метода……………………………………………..2

5    Значение и применение………………………………………….2

6    Аппаратура…………………………………………………2

7    Реактивы и материалы………………………………………….4

8    Условия проведения испытания……………………………………..5

9    Подготовка аппаратуры………………………………………….5

10    Калибровка и стандартизация……………………………………..6

11    Проведение испытания…………………………………………6

12    Оценка трубки подогреватепя……………………………………..8

13    Отчет……………………………………………………8

14    Прецизиционность и отклонение……………………………………8

Приложения (обязательные)………………………………………..9

А1 Метод визуальной оценки испытательных трубок подогревателя JFTOT…………….9

А2 Аппаратура……………………………………………..11

А3 Положение по технике безопасности……………………………….16

Приложения (справочные)…………………………………………18

X1 Расположение, обслуживание и специальные проверки…………………….18

X1.1 Требования к расположению установки в лаборатории…………………….18

X1.2 Замена металла в автоматическом калибраторе………………………..18

X1.3 Замена термопары и регулировка температуры………………………..18

X1.4 Температурный профиль трубки подогревателя………………………..18

Х1.5 Проверка скорости потока…………………………………….18

X1.6 Проверка герметичности байпасного вентиля на фильтре (модели 202, 203 и 215 установки

JFTOT)…………………………………………………..19

X1.7 Проверка насоса-дозатора топлива (только для шестеренчатых насосов)………….19

X1.8 Техническое обследование……………………………………19

X2 Определение точки проскока……………………………………19

Приложение В (справочное) Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным стандартам…………………………….20

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтепродукты ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ТОПЛИВ ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН. МЕТОД JFTOT

Petroleum products.

Determination of thermal oxidation stability of gas turbine fuels. JFTOT method

Дата введения —2009—01—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на топлива для газовых турбин и устанавливает метод определения их склонности к образованию в топливной системе продуктов разложения.

1.2    Величины, установленные в единицах системы СИ, следует считать стандартными. Величины в единицах «фунт/дюйм», приведенные в скобках, даны только для сведения. Перепад давления в миллиметрах ртутного столба применим только кданному методу испытания.

1.3    Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил техники безопасности и охраны труда, а также определение пригодности нормативных ограничений до применения настоящего стандарта. Особые требования к мерам предосторожности — см. 6.1.1; 7.2; 7.2.1; 7.3; 11.1.1 и приложение А3.

2    Нормативные ссылки

2.1    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

АСТМ Д 1655 Спецификация на авиационные турбинные топлива

АСТМ Д 4306 Руководство по отбору проб в контейнеры авиационных турбинных топлив для предотвращения влияния следов загрязнений

АСТМ Е 177 Руководство по применению терминов, касающихся прецизионности и отклонения, в методах испытания АСТМ

АСТМ Е 691 Руководство по проведению межлабораторных исследований по определению прецизионности метода испытания

2.2    ДополнениеA^M*

Цветовая шкала для оценки отложений на трубке (колориметрический стандарт).

3    Термины, определения, обозначения

3.1    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    отложения (deposits): Продукты окисления, образующиеся на поверхности трубки подогревателя или осаждающиеся на прецизионном фильтре, или и то, и другое.

* Приобретается по импорту.

Издание официальное

Пояснение

Топливные отложения обычно образуются на самой горячей части трубки подогревателя на отрезке от 30 до 50 мм.

3.1.2    трубка подогревателя (heater tube): Отрезок трубки из алюминия с контролируемой повышенной температурой, поверх которого прокачивается испытуемое топливо.

Пояснение

Трубка нагревается с помощью резисторного нагревателя и температура контролируется термопарой, помещенной внутрь трубки. Критическая площадь испытательной трубки — самый тонкий участок длиной 60 мм между плечиками трубки. Ввод топлива к трубке находится в позиции «0 мм», а выход топлива — в позиции «60 мм».

3.2    Обозначение

3.2.1    АР — перепад давления.

4    Сущность метода

4.1    Для оценки термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин в условиях высоких температур применяют установку для испытания реактивных топлив на термоокислительную стабильность (JFTOT), в которой испытуемое топливо подвергается воздействию условий, близких к условиям, создающимся в топливной системе газотурбинного двигателя. Топливо прокачивается с заданной постоянной объемной скоростью через нагреватель, затем поступает на прецизионный фильтр из нержавеющей стали, который улавливает продукты разложения топлива.

4.1.1    Для 2, 5-часового испытания на этой установке требуется 450 см3 топлива. Оцениваемыми показателями являются количество осадка на алюминиевой трубке нагревателя и скорость забивки прецизионного фильтра номинальной пористостью 17 мкм, расположенного непосредственно за трубкой нагревателя.

5    Значение и применение

5.1    Результаты испытаний, проведенных в соответствии с настоящим стандартом, характеризуют эксплуатационные характеристики топлива во время работы газовой турбины и могут использоваться для оценки количества отложений, образующихся при соприкосновении жидкого топлива с нагретой до определенной температуры поверхностью.

6    Аппаратура

6.1    Установка для испытания топлив для газовых турбин на термоокислительную стабильность (JFTOT)

Можно использовать пять моделей установок, указанных в таблице 1.

Таблица 1 — Модели установки JETOT

Модель

JFTOT

Руководство

пользователя

Средство для создания повышенного давления

Тип насоса

Средство измерения перепада давления

202

202/203

Азот

Шестеренчатый

Ртутный манометр, без записи

203

202/203

Азот

Шестеренчатый

Манометр + графическая запись

215

215

Азот

Шестеренчатый

Датчик + запись на принтере

230

230/240

Гидравлика

Шприц

Датчик + распечатка

240

230/240

Гидравлика

Шприц

Датчик + распечатка

230Мк111

230Мк111

Гидравлика

Шприц

Датчик + распечатка

6.1.1 Отдельные этапы метода могут быть автоматизированы. Подробности приведены в инструкции для пользователя соответствующей модели JFTOT.

К каждой испытательной установке прилагается общая инструкция, а самый последний вариант инструкции находится в ACTM в виде исследовательского отчета1.

Предупреждение — Прежде чем приступить к работе с установкой JFTOT, следует ознакомиться со всеми узлами и их функциями.

6.1.2 Для достижения воспроизводимых и правильных результатов очень важны определенные рабочие характеристики установок JFTOT, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 — Критические рабочие характеристики установки JFTOT

Позиция

Характеристика

Аппаратура для испытания

Трубчатый теплообменник (рисунок 1)

Испытательная трубка:

трубка подогревателя

Специально изготовленная алюминиевая трубка с контролируемой температурой испытательной поверхности, новая для каждого испытания

идентификация трубки

Каждая трубка JFTOT может быть идентифицирована по ее серийному номеру, присвоенному изготовителем, что обеспечивает отслежи-ваемость партии исходного материала

Материал трубки

Алюминий марки 6061-T6, отвечающий следующим критериям:

a)    соотношение Mg:Si — не более 1,9:1

b)    содержание Mg2Si — не более 1,85 %

Параметры трубки:

Значение

Допуск

длина трубки, мм

161,925

± 0,254

длина центрального отрезка, мм внешние диаметры, мм:

60,325

± 0,051

плечики

4,724

± 0,025

центральный отрезок

3,175

± 0,051

внутренний диаметр

1,651

± 0,051

Общее отклонение индикатора потока, мм, не более

0,013

Механическая шероховатость поверхности, нм, не более

50

Прецизионный фильтр

Фильтрующий элемент из нержавеющей стали пористостью 17 мкм для улавливания продуктов разложения топлива, новый для каждого испытания

Параметры аппарата:

Аэрируется 600 см3 пробы, после чего этим топливом заполняют ре

объем пробы

зервуар, оставляя пространство для поршня, в период испытания необходимо прокачать (450 ± 45) см3

скорость аэрации

1,5 дм3/мин сухого воздуха через распределитель

скорость потока во время испытания

3,0 см3/мин ± 10 % (от 2,7 до 3,3 см3/мин)

механизм нагнетания

Принудительный: шестеренчатый насос или помпа

охлаждение

Постоянный температурный профиль трубки подогревателя при испытании поддерживается охлаждающей жидкостью, протекающей через шину

Термопара(TC)

Тип J в оплетке или в чехле из иконеля или тип К в чехле из иконеля

Давление рабочее:

система

3,45 МПа ± 10 %: повышение давления достигается путем подачи инертного газа (азот) или гидравлически и ограничивается на выходе контрольным клапаном

Окончание таблицы 2

Позиция

Характеристика

на прецизионном фильтре

Перепад давления АР измеряется на поверхности прецизионного фильтра с помощью ртутного манометра или электронного преобразователя, мм рт. ст.

Температура рабочая: для испытаний

точность поддержания температуры

калибровка

Значение температуры устанавливается по спецификации на топливо

Максимальное отклонение от выбранной температуры — ± 2 °С

Чистое олово — 232 °С только для моделей 230 и 240; чистый свинец — 327 °С — для высоких температур; лед + вода — для низких температур

1 — впуск топлива; 2 — охлаждающие шины; 3 — термопара; 4 — испытательный фильтр; 5 — выпуск топлива;

6 — испытательная секция подогревателя

Рисунок 1 — Секция стандартного подогревателя, общая для всех JFTOT

6.2    Аппаратура для оценки отложений, образующихся на трубке нагревателя

6.2.1    Устройство для визуальной оценки трубки, тубератор (А1.6.1, приложение А1).

6.3    Так как термоокислительную стабильность реактивного топлива определяют только настоящим методом, который связан с использованием определенного оборудования, испытание должно проводиться только на оборудовании, которое применяли для разработки настоящего метода, или эквивалентном.

7 Реактивы и материалы

7.1    Для моделей 230 и 240 установки JFTOT при необходимости используют дистиллированную (предпочтительно) или деионизированную воду в опорожненном от пробы резервуаре.

7.2    В качестве обычного растворителя для очистки используют метилпентан, 2,2,4 триметилпен-тан или н-гептан (технический сорт чистотой не ниже 95 % мол.).

Этот растворитель эффективно очищает внутренние металлические поверхности аппаратуры перед испытанием, особенно поверхности перед испытательной секцией, которые контактируют со свежим образцом.

Предупреждение — Чрезвычайно воспламеняем. Вреден при вдыхании (приложение А3).

7.2.1    Тройной растворитель (смесь ацетона, толуола, изопропанола в равныхчастях) используют в качестве растворителя только для очистки внутренней (рабочей) поверхности испытательной секции.

Предупреждение — Ацетон чрезвычайно воспламеняем, пары могут явиться причиной пожара; толуол и изопропанол воспламеняемы. Пары всехтрехрастворителей вредны. Раздражают кожу, глаза, слизистые оболочки.

7.3 В качестве осушителя воздуха для аэрации (в аэрационной сушилке) используют гранулы, состоящие из смеси сульфата кальция и хлорида кобальта (смесь 97 + 3). Гранулированный осушитель постепенно изменяет цвет от голубого до розового, что указывает на степень поглощения воды.

Предупреждение — Осторожно. Вдыхание и проглатывание пыли может вызвать расстройство желудка.

8    Условия проведения испытания

8.1    Стандартные условия испытания:

8.1.1 Количество топлива — не менее 450 см3 для испытания + приблизительно 50 см3 для системы.

8.1.2    Подготовка топлива

Не более 1000 см3 образца топлива фильтруют через один слой беззольной фильтровальной бумаги общего назначения, после чего проводят аэрацию воздухом со скоростью 1,5 дм3/мин в течение

6 мин, используя трубку для подачи воздуха из боросиликатного стекла диаметром 12 мм.

8.1.3    Давление в топливной системе измеряют манометром диапазоном измерения до 3,45 МПа (500 psi) ± 10 %.

8.1.4    Положение термопары — на уровне 39 мм.

8.1.5    Фильтр предварительной очистки топливной системы — фильтровальная бумага пористостью 0,45 мкм.

8.1.6    Температуру трубки подогревателя устанавливают предварительно, согласно спецификации на испытуемое топливо.

8.1.7    Скорость потока топлива — 3,0 см3/мин ± 10 % или 20 капель топлива за (9,0 ± 1,0) с.

8.1.8    Минимальное количество топлива, прокачиваемого во время испытания, составляет 405 см3.

8.1.9    Продолжительность испытания — (150 ± 2) мин.

8.1.10    Скорость потока охлаждающей жидкости — приблизительно 39 дм3/ч или центр зеленого диапазона на счетчике охлаждающей жидкости.

8.1.11    Регулировка (установка) мощности — от 75 до 100 для моделей без компьютеров; для моделей с компьютером устанавливают компьютером.

9    Подготовка аппаратуры

9.1    Очистка и монтаж испытательной секции подогревателя

9.1.1    Для удаления всех отложений внутреннюю поверхность испытательной секции подогревателя очищают нейлоновой щеткой, хорошо смоченной трехкомпонентным растворителем.

9.1.2    В соответствии с методикой, изложенной в А1.10 (приложение А1), проверяют трубку подогревателя, которая будет применяться в испытании, на наличие поверхностных дефектов и прямизну.

Чтобы не поцарапать плечико трубки, проверку проводят аккуратно, т. к. для обеспечения герметичности в условиях потока при испытании плечико трубки должно быть гладким.

9.1.3    Собирают секцию подогревателя, используя новые детали: визуально проверенную трубку подогревателя, прецизионный фильтр и три кольцевые прокладки. Проверяют изоляторы на наличие повреждений, осматривая их.

Примечание — Трубки подогревателя нельзя использовать повторно. Испытания показывают, что в условиях обычного испытания магний мигрирует к поверхности трубки подогревателя и может снижать адгезию отложений на ее поверхности при повторном использовании.

9.1.4    Во время сборки секции подогревателя с трубкой обращаются аккуратно, чтобы не коснуться ее центральной части. При касании центра трубки подогревателя трубку бракуют, т. к. загрязненная поверхность может влиять на характеристики отложений, образующихся на трубке.

9.2 Очистка и сборка остальных испытательных компонентов

9.2.1    До начала испытания выполняют следующие этапы в указанном порядке.

Примечание — Предполагается, что аппаратура была разобрана после предыдущего испытания (приложение А2 или соответствующее руководство пользователя по монтажу и демонтажу).

9.2.2    Осматривают и очищают составные части, контактирующие с испытуемым образцом, заменяют все уплотнения, пришедшие в негодность, или при сомнении:

1)    уплотнение на поршне (режущей кромке);

2)    кольцевые прокладки на крышке резервуара и на всех линиях на крышке фильтра предварительной очистки.

9.2.3    Устанавливают подготовленную секцию подогревателя (9.1.1—9.1.4).

9.2.4    Собирают фильтр предварительной очистки с новым фильтрующим элементом и устанавливают его.

9.2.5    Термопару проверяют по эталонным точкам на правильность ее положения, затем настраивают на рабочую температуру.

9.2.6    Для моделей 230 и 240 установки JFTOT необходимо удостовериться, что стакан для воды

пуст.

10    Калибровка и стандартизация

10.1    Выполняют проверки ключевых компонентов с указанной периодичностью (см. приложения или инструкцию для пользователя).

10.1.1    Термопару калибруют при первой установке и затем обычно после 30—50 испытаний, ноне реже чем через каждые 6 мес (А2.2.8).

10.1.2    Устройство измерения перепада давления поверяют один раз в год или при установке нового элемента (А2.2.6).

10.1.3    Осушитель воздуха для аэрации проверяют ежемесячно и меняют, если его цвет изменился, что указывает на значительное поглощение воды (7.3).

10.1.4    Дозирующий насос

Проводят две проверки скорости потока для каждого испытания, какуказано в разделе 11.

10.1.5    Байпасный вентиль фильтра для моделей 202, 203 и 215 установки JFTOT проверяют на утечку не реже одного раза в год (Х1.6).

11    Проведение испытания

11.1    Подготовка образца топлива

11.1.1    Образец топлива фильтруют и аэрируют в стандартных рабочих условиях (А2.2.9).

Предупреждение — Все реактивные топлива, за исключением JP5 и JP7, следует считать легковоспламеняющимися. Пары их опасны для здоровья (А3.3, А3.6 и А3.7).

Примечания

1    Перед работой следует обратить внимание на предупреждение в 6.1.1.

2    Результаты испытания по настоящему методу очень чувствительны к следовым загрязнениям в контейнерах для отбора образцов. Рекомендуемые контейнеры — по АСТМ Д 4306.

11.1.2    Во время аэрации температуру образца поддерживают от 15 °С до 32 °С. Для изменения температуры, при необходимости, резервуар с образцом помещают в горячую или холодную водяную баню.

11.1.3    Период времени между окончанием аэрации и началом нагревания образца не должен быть более 1 ч.

11.2 Окончательная сборка

11.2.1    Собирают секцию резервуара (инструкция для пользователя).

11.2.2    Устанавливают резервуар и соединяют линии согласно используемой модели JFTOT (инструкция для пользователя).

11.2.3    Удаляют защитный колпачок и подсоединяют выпускное отверстие ксекции подогревателя. Эту операцию проводят быстро, чтобы свести к минимуму потерю топлива.

11.2.4    Проверяют все линии, чтобы гарантировать герметичность.

11.2.5    Перепроверяют положение термопары. Она должна быть расположена на уровне 39 мм.

11.2.6 Убеждаются, что приемник конденсатной ловушки пустой (только для моделей 230 и 240 установки JFTOT).

11.3 Включение питания и обеспечение давления

11.3.1    Включают тумблер «питание» «POWER» в позицию «включено» «ON».

11.3.2    Включают устройство тревожной сигнализации «АР» в моделях с ручным включением этой сигнализации (модели 202,203 и 215 установки JFTOT).

11.3.3    Медленно повышают давление системы приблизительно до 3,45 МПа, как указано в инструкциях для пользователей для моделей 202,203 и 215 установки JFTOT (А2.2.5).

11.3.4    Проверяют систему на герметичность. При необходимости сбрасывают давление системы настолько, чтобы затянуть соединительные части, имеющие утечку.

11.3.5    Регуляторы устанавливают в соответствии со стандартными рабочими условиями.

11.3.6    Нагревают трубку подогревателя и контролируют ее температуру термопарой, обеспечивая температуру испытания в соответствии с требованиями спецификации на топливо. К показаниям термопары применяют поправку, полученную при последней калибровке (А2.2.8).

Примечание — Испытание на установке JFTOT можно проводить до максимальной температуры трубки, равной 350 °С. Температура, при которой следует проводить испытание, и критерии правильности результатов обычно содержатся в спецификациях на топлива.

11.4    Пуск

11.4.1    Для каждой модели используют процедуру, описанную в соответствующей инструкции для пользователя.

11.4.2    Некоторые модели JFTOT могут выполнять отдельные этапы автоматически, но следует убедиться, что:

11.4.2.1    С начала аэрации до начала нагревания прошло не более 1 ч.

11.4.2.2    Байпасный вентиль манометра закрывается, как только температура трубки подогревателя достигает уровня испытания, и топливо, таким образом, начинает протекать через испытательный фильтр (А2.2.6).

11.4.2.3    Манометр установлен на нуль (А2.2.6).

11.4.3    Проверяют скорость потока топлива по стандартным рабочим условиям с помощью хронометража интервалов времени или подсчета скорости подачи по каплям в течение первых 15 мин испытания (см. приложение Х1.5)

Примечание — При подсчете скорости падения капель первую каплю считают нулевой и начинают отсчет времени. При падении 20-й капли отмечают общее время.

11.5    Испытание

11.5.1    Во время испытания регистрируют перепад давления на прецизионном фильтре каждые 30 мин (не реже).

11.5.2    Если перепад давления на фильтре начинает резко увеличиваться, а требуется провести полное (150 мин) испытание, общий для всех моделей байпасный вентиль должен быть открыт. Подробности работы байпасной системы приведены в соответствующем руководстве для пользователя (А2.2.2).

11.5.3    Проводят еще одну проверку потока в течение заключительных 15 мин перед выключением (11.4.3 и примечание; приложение Х1.5).

11.6    Температурный профиль трубки подогревателя

Если требуется температурный профиль трубки подогревателя, то его определяют в соответствии сХ1.4.

11.7    Выключение

11.7.1    Только для моделей 202,203 и 215 установки JFTOT:

11.7.1.1    Выключают подогреватель «HEATER», затем насос «PUMP», установив соответствующие тумблеры в положение «OFF» (выключено).

11.7.1.2    Закрывают клапан подачи азота «NITROGEN PRESSURE VALVE» и открывают ручной байпасный вентиль «MANUAL BYPASS VALVE».

11.7.1.3    Медленно открывают клапан спуска азота «NITROGEN BLEED VALVE», при наличии, чтобы обеспечить снижение давления системы со скоростью приблизительно 0,15 МПа/с.

11.7.2 Модели 230 и 240 установки JFTOT выключаются автоматически.

11.7.2.1    После выключения поворачивают селекторный вентиль потока «FLOW SELECTOR VALVE» в положение «VENT» (вентиляция) для сброса давления.

11.7.2.2    Привод поршня отключается автоматически.

11.7.2.3 Измеряют количество конденсата в приемнике ловушки, после чего ее опустошают.

11.8 Демонтаж

11.8.1    Отсоединяют линию ввода топлива в секцию подогревателя и закрывают впускное отверстие колпачком для предотвращения утечки топлива из резервуара.

11.8.2    Отсоединяют секцию подогревателя.

11.8.2.1    Аккуратно отсоединяют трубку подогревателя от секции подогревателя, не касаясь центральной части трубки, и снимают прецизионный фильтр.

11.8.2.2    Промывают трубку растворителем (7.2) сверху донизу, включая часть, за которую ее держали. Дают высохнуть, возвращают трубку в исходный контейнер, маркируют идентификационным номером и сохраняют для оценки.

11.8.3 Отсоединяют резервуар.

11.8.3.1    Измеряют количество израсходованной жидкости, прокаченной во время испытания. Бракуют испытание, если это количество меньше 405 см3.

11.8.3.2    Утилизируют использованное топливо.

12    Оценка трубки подогревателя

12.1    Отложения на трубке подогревателя оценивают визуально в соответствии с приложением А1.

12.2    Трубку возвращают в первоначальный контейнер, регистрируют данные, сохраняют трубку для повторной визуальной оценки.

13    Отчет

13.1    В отчет включают следующие данные:

13.1.1    Контрольную температуру трубки подогревателя, т. е. температуру топлива.

13.1.2    Оценку отложений на трубке подогревателя.

13.1.3    Максимальный перепад давления на прецизионном фильтре в течение испытания или время, необходимое для достижения перепада давления, равного 25 мм рт. ст. Для моделей 202,203 установки JFTOT записывают максимальный зарегистрированный перепад давления АР, полученный в течение испытания.

13.1.4    Если обычное время испытания 150 мин не было выдержано, например если испытание остановилось из-за неполадок, связанных с перепадом давления, отмечают время испытания, соответствующее этой оценке осадка на трубке подогревателя.

Примечание — Оценку трубки или критерий АР, или оба фактора используют для определения: «выдерживает» или «не выдерживает» образец топлива испытание при заданной температуре.

13.1.5    Отработанное топливо в конце обычного испытания. Это — количество жидкости, находящейся над плавающим поршнем, или общее количество жидкости в стакане после вытеснения воды в зависимости от модели установки JFTOT.

13.1.6    Можно записать серийный номер трубки подогревателя.

14    Прецизионность и отклонение

14.1    Межлабораторные испытания методом JFTOT проводилось в соответствии с ACTM E 691 в 11 лабораториях на 13 установках двух моделей установки JFTOT на пяти топливах при двух температурах всего на 10 образцах. Каждая лаборатория по каждому образцу получила два результата.

14.1.1    Термины «повторяемость (сходимость)» и «воспроизводимость» в настоящем разделе используют, какуказано в ACTM Е 177.

14.2    Прецизионность

Прецизионность этого метода нельзя установить, т. к. было определено, что результаты по методу испытания нельзя анализировать с помощью стандартных статистических методов.

14.3    Отклонение

Отклонение метода невозможно оценить, т. к. результаты испытания термоокислительной стабильности реактивного топлива определяют только настоящим методом.

Приложения

(обязательные)

А1 Метод визуальной оценки испытательных трубок подогревателя JFTOT

А1.1 Область применения

А1.1.1 Настоящий метод устанавливает процедуру визуальной оценки трубки подогревателя по настоящему стандарту, метод JFTOT.

А1.1.2 Окончательным результатом настоящего метода испытания является оценка цвета отложения на трубке на основе шкалы, установленной для данного метода испытания плюс два дополнительных критерия «да/нет», указывающих на наличие явно большого избытка отложений или необычного отложения, или и того, и другого.

А1.2 Документы, на которые имеются ссылки

А1.2.1 Приложение

Колориметрический стандарт для оценки отложений на трубке2.

А1.3 Терминология

А1.3.1 аномальный: Цвет отложения на трубке, который не является «радужным» и не похож на цвета колориметрического стандарта.

А1.3.1.1 Пояснение

Это относится к цветам отложений, таким каксиние (голубые) и серые, которые не соответствуют колориметрическому стандарту.

А1.3.2 «радужный» (хвост павлина): Многокрасочное отложение на трубке, подобное радуге.

А1.3.2.1 Пояснение

Этот тип отложения вызван эффектом интерференции, если толщина отложения превышает четверть длины волны видимого света.

А1.3.3 оценка трубки: Шкала, состоящая из 10 отдельных делений, от0 до >4 с промежуточными уровнями для каждого номера, при этом, начиная с единицы, номер каждого уровня будет меньше следующего.

А1.3.3.1 Пояснение

Шкала взята из 5 цветов: 0; 1; 2; 3; 4 по колориметрическому стандарту AOTM.

Полная шкала составляет: 0, < 1, 1, < 2,2, < 3, 3, < 4,4, > 4. Необязательно, чтобы каждое деление имело одинаковую абсолютную величину. Чем выше номер, тем темнее отложение.

А1.4 Сущность метода

А1.4.1 В настоящем методе испытания использует специально сконструированную световую камеру для осмотра трубки подогревателя. Трубка закрепляется в камере с помощью специального держателя. Однородность поверхности новой трубки оценивают в оптимальных световых условиях камеры. Цвет отложения на трубке оценивают путем сравнения с пластиной колориметрического стандарта, помещаемой в оптимальное положение сразу за трубкой при освещении и увеличении.

А1.5 Значение и применение

А1.5.1 Предполагается, что окончательной оценкой трубки является оценка состояния отложений на трубке от разложившегося топлива.

Эта оценка является основанием для заключения о термоокислительной стабильности образца топлива.

А1.6 Аппаратура

А1.6.1 Аппаратура для оценки отложения на трубке подогревателя. Цвета отложений на трубке подогревателя оцениваются с помощью тубератора и колориметрического стандарта AСTM.

А1.7 Образцы для испытания (испытуемые образцы)

А1.7.1 Следует аккуратно обращаться с трубкой подогревателя, не касаясь ее центральной части.

Примечание — При прикосновении к центру испытуемой трубки можно загрязнить ее поверхность или нарушить поверхность отложений, или и то, и другое, которые должны оцениваться в первоначальном состоянии.

А1.8 Стандартные рабочие условия

А1.8.1 Внутренняя сторона световой камеры — черная непрозрачная.

А1.8.2 Источник света — три лампы накаливания по 30 Вт отражающего типа. Все лампы должны работать, обеспечивая оптимальные условия осмотра.

А1.8.3 Две лампы расположены внизу, одна — сверху; каждая лампа направлена кдержателю трубки и колориметрическому стандарту.

А1.8.4 Двукратное увеличение области охвата смотрового окошечка.

А1.8.5 Оценщики — лица, которые могут оценивать цвета (т. е. они должны хорошо их различать).

А1.9 Калибровка и стандартизация

А1.9.1 Для этого испытательного оборудования стандартизация не требуется. Известно, что колориметрический стандарт выцветает и его следует хранить в темном месте.

Примечание — Срок службы колориметрического стандарта не установлен и зависит от того, постоянно или периодически стандарт подвергается воздействию света. Целесообразно хранить отдельный стандарт в темноте для периодического сравнения с ним регулярно применяемого стандарта. Во время сравнения оптимальными условиями являются условия световой камеры для оценивания трубки.

А1.9.2 Стандартизация технических приемов оценки

А1.9.2.1 При оценке отложений на трубке подогревателя наиболее важны самые темные отложения. Оценивают самое темное однородное отложение, а не усредненный цвет площади отложения.

А1.9.2.2 При оценке отложений расс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройсоветы
Добавить комментарий